Студия традиционного костюма «Русские начала»
Юлия Козлова
Мастер по костюмам из Москвы
Предметы из коллекции студии «Русские начала»
Сапоги по образцу второй половины XVII века
Бархат, кожа, золотный шнур, золотная тесьма, нити хлопчатобумажные, жемчуг


Мастерице удалось воссоздать пару чудесных сапожек и вручную расшить их жемчугом. При создании основы помогал белорусский мастер–сапожник Макар Бабенко, восстановивший кожевенные технологии XVII века.

Яркие, вышитые жемчугом, сапоги созданы по мотивам экспоната Оружейной палаты Московского Кремля — одинокого сапожка-чёбота из красного бархата, изготовленного в XVII веке.

Его история прослеживается по описям Оружейной палаты с начала XIX века — однако в них он описан уже без жемчуга. В те времена украшения часто перешивали со старых предметов гардероба на новые, при этом обветшалые предметы без украшений не выбрасывали, а использовали для изготовления новых, передавали в церковь или жаловали кому-либо. Например, в описи казны и платья царицы Евдокии Лукьяновны 1626–1628 гг. указано:

«Чеботы по бархоту по червчатому низаны жемчугом, полуполные, скобы серебрены, позолочены. И с тех чеботов по приказу государыни… жемчуг снят и положен в дополнок на новые бархотные ж чеботы… А прежние чеботы, которые были под низаньем, пожаловала царица отцу своему Лукьяну Степановичу. А скобы серебряные из-под тех чеботов выняты и положены под отдаточные бархотные чеботы, которые царица пожаловала боярыне княж Иванове княгине Борисовича Черкасского».

Когда сапожок–чёбот обнаружили исследователи, они обратили внимание на то, что на бархате оставался настил под жемчуг из белых хлопчатобумажных нитей, обшитый по контуру золотным шнурком. В 1961 году была проведена реставрация и по старому настилу прикрепили жемчуг.
Праздничный женский костюм Московии второй половины XVII века
Парча, домотканина, лен, набойка, парча, шёлк, мех бобра, серебро, позолота, жемчуг, золотные нити, латунь, полудрагоценные камни, стекло, дробницы, запоны, бить, берест


Костюм представляет реконструкцию предметов праздничной одежды девушки из зажиточной семьи, проживавшей в Москве во второй половине XVII века. Реконструкция сделана на основе
археологического, архивного, изобразительного материала с привлечением этнографических
данных.

Все предметы изготовлены вручную с соблюдением старинных технологий. Головной убор, вошвы летника, зарукавья рубахи, ожерелье–стойка выполнены в технике «сажение по бели», косник – в технике «золотное шитье».

  • Венец – реплика по образцу XVIII—начала XIX века (Шенкурский краеведческий музей);
  • Вошвы летника – реплика по образцу XVII века (Ризница Троице-Сергиевой Лавры) с использованием шелка 1890 года (г. Лион);
  • Зарукавья рубахи – реплики по образцу XIX века (РЭМ);
  • Косник – реплика по образцу XVII века (ГИМ);
  • Серьги-орлики с разговорами – реплика по образцу XVII века (Музей Московского Кремля);
  • Накладное пуховое ожерелье из чернёного бобра – украшение для торжественных случаев, носимое и зимой и летом;
  • Использованы оригинальные пуговицы XIX века и копии образцов XVII века.

В проекте приняли участие более 10 ювелиров из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Великого Новгорода.
Made on
Tilda